Онлайн-интенсив
«Как выпустить песню без лейбла
и не сойти с ума»

День 2

Сначала матчасть.

Промо-пак — это папка на вашем компьютере со всеми материалами, которые нужно высылать одной кнопкой по любому запросу, будь то концерт, фестиваль, конкурс или упоминание в СМИ. У каждого артиста в такой папке должно лежать 3 документа:
  1. Пресс-релиз артиста — это основной документ с описанием творчества и всех заслуг.
  2. Пресс-релиз релиза (релизный-релиз-релиза, прости господи; но я имею в виду сингла/альбома/клипа) — это текст о вашем релизе с упоминанием концепции и всех людей, которые над ним работали.
  3. Презентация группы — это PDF файл с текстом, картинками и ссылками на все ваши достижения, клипы, релизы и тд.

Вообще-то, в промо-пак придётся положить ещё несколько файлов, но так как сегодня мы говорим только про тексты, нагружать информацией не буду.

Пресс-релиз

Как люди на сайтах знакомств по описанию профиля решают, в какую сторону сделать свайп, так и по нашему пресс-релизу редакторы СМИ, пабликов и различных плейлистов в купе с обложкой решают: послушать наш материал или нет.
В пресс-релизе мы описываем, о чём наша музыка, как наша музыка звучит, в какую вселенную погружает слушателя наша музыка.

У пресс-релизов есть опредённый формат: часто они пишутся от третьего лица (за редкими креативными исключениями). Даже если вы пишите о себе, это тот самый случай, когда говорить о себе в третьем лице — «окей».Знайте, люди, которые пишут пресс-релизы хорошо, берут за них от 5 до 10 тысяч рублей. Поберегите свои деньги на таргет и напишите этот текст сами. Я верю в то, что человек, который способен написать текст песни, совершенно точно в состоянии написать 2 абзаца осмысленного текста о себе.

В рамках этого урока мы поговорим про пресс-релиз релиза. На самом деле, именно такое словосочетание в практике никогда не встречается, потому что последнее слово в нём заменяется на «альбома» (пресс-релиз альбома), «сингла» (пресс-релиз сингла) и т.д. Но для обобщения придётся немного пострадать и поломать язык и свой мозг.

Что нашим дорогим читателям придётся узнать из пресс-релиза релиза?

— какого числа?
— что? (песня, альбом и пр.)
— кто это создал?
— как это звучит?
— в какой мир или в какую эмоцию нас это погружает?
— на что это похоже? (но не надо писать, что вы русская Taylor Swift, но расставить подсказки слушателю для того, чтобы ему было проще понять, на какую полочку своих музыкальных предпочтений «положить» вашу музыку, всегда отлично)
— кто работал с вами над песней? (не забываем о хороших манерах и вспоминаем о каждом, кто помог этому релизу появиться на свет, к тому же, возможно, именно эти упоминания принесут вам больше внимания и новую аудиторию)
— как послушать вашу музыку? (ссылки на стриминговые платформы)
— как изучить ваш мир дальше? (ссылки на социальные сети)
— как с вами связаться?

ВАЖНО: заклинаю, всегда, ещё раз, ВСЕГДА проверяйте свои пресс-релизы на грамотность написания самих слов, грамотность расстановки знаков препинания, кавычек и т.д. Например, это можно сделать с помощью сервиса Типограф. Если вы неуверенны, как пишется то или иное слово — Word и его всемогущая волнистая линия подчёркивания вам в помощь. Лучше один раз не полениться и перепроверить себя, чем потерять возможность быть услышанным нужным человеком из-за подпорченного впечатления.

Пресс-релиз релиза

Предлагаю пройтись по пресс-релизу сингла «Через вселенную» группы «Маша Мария» и отметить для себя, что вы можете из него стащить. Я специально сделала скриншоты, чтобы не было соблазна копировать. Знаю, сами вы напишете даже лучше.

Конспект урока
Это называется хэддер (он же header, он же шапка) — горизонтальная картинка наверху пресс-релиза, ваша визитная карточка, ваше лого. Уже он может дать читателю представление о том, какая музыка его ждёт. Я решила пойти с козырей и вставить туда название артиста, нашего лого (стрекоза) и своё лицо анфас с брендовыми баранками. Это абсолютно осознанный психологический приём — внимание человека всегда цепляется за взгляд, направленный прямо на него, даже если это картинка.

Далее идёт первая строчка, она же самая важная и самая главная. Именно по ней читатель принимает решение, читать дальше или нет.
В нашем случае под хэддером пресс-релиза идёт первая строчка релиза, из которого уже понятно, что мы играем поп-рок, светлый (что бы это ни значило), и то, что мы в Москве (значит можно звать на фесты и не тратиться на трансфер — profit).

Я сразу рисую картинку: как звучит мой голос, как я выгляжу, какое влияние оказывают мои песни на людей. Только эти два предложения со ссылкой можно уже использовать во всех музыкальных анкетах (я так и делаю).
Едем дальше. Так как лайвы — наш главный козырь, я с него и захожу, сразу вводя читающего в курс дела: мы тут не хухры мухры, а в герои меча и магии могём. Заодно упоминаю в ловком текстовом обороте, что мы уже играли на крыше «Колхозницы» (у нас и ссылка имеется) и на «Дикой мяте». И вообще все уже в курсе, что мы классные, один вы сидите в носу ковыряетесь, дорогой редактор.
Здесь всё понятно: когда, что и название песни. А теперь сдедите за руками, что я сделала во второй части первого предложения: я рассказала краткое содержание песни и то, что стоит между строк. Здесь происходит погружение в смыслы.

Далее, следуя правилам хорошого тона, я упоминаю музыкального продюсера, который работал над созданием этой песни, а также работал с такими артистами, как Сироткин, Антоха MC и другими, что позволяет читателю ещё глубже погрузиться в нужную моей музыке нишу и позволяет ещё до прослушивания практически ощутить, как это может звучать.

Фишка про хор сигнализирует читателю о том, что артист, то есть я, находится внутри музыкального коммьюнити, добавляет ещё красок в палитру эмоций от будущего прослушивания релиза.

А вот теперь пришло время провести небольшой экскурс во всю вселенную артиста «Маша Мария», немного осветив музыкальный путь. Так сказать, погружаем в контекст.
Завершаем наш чудесный документ ссылками на live-выступления, на социальные сети (обязательно все) и контакты.
А теперь фокус!

Я уже говорила, что у каждого артиста должен быть обший пресс-релиз артиста, а выше мы разбирали в подробностях пресс-релиз сингла.
Убираем часть про выход самого релиза — получаем пресс-релиз артиста в сухом остатке. Таким образом, мы с вами только что получили сразу 2 очень важных документа в жизни каждого артиста перед выходом нового релиза. Магия, не иначе!

Информацию из общего пресс-релиза вы можете отправлять на различные конкурсы и фестивали, использовать для описания профилей на различных платформах, для постов в соцсетях и многое-многое другое. Не только для писем в СМИ.

Теперь понимаете, что без пресс-релиза никуда?

А ещё пресс-релиз может быть у клипа, у концерта, у тура. Но теперь ведь вы понимаете, по каким принципам строятся и они? А ещё можно взять за основу пресс-релиз артиста, убрать немного текста, добавить картинок и получить презентацию артиста для случаев, когда визуал важнее подробных описаний. В любом случае, такой документ в вашем промо-паке будет преимуществом при прочих равных.

Вот и всё ;) Пора приступать к созданию собственного промо-пака!

Кстати, на курсе «Релизнись!» мы ещё более детально разбираемся с каждым видом пресс-релизов, отдельным уроком создаём презентацию, изучаем, что же ещё положить в наш промо-пак, а на тарифах с обратной связью буквально полируем до блеска все эти материалы. На курсе все ещё есть места, может быть, они для вас?
Конспект урока в Notion